Опубликовано 19 января 2017 в 11:49

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Действительно, рука имеет «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика влияет на развитие ребёнка.

Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Пальчиковые игры влияют и на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребёнку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме.

  • Пальчиковые упражнения повышают речевую активность ребёнка.
  • Развивается память ребёнка, так как он запоминает последовательность
  • движений, и определённые положения рук.
  • Сопровождение пальчиковых упражнений короткими стихотворными строчками поможет сделать речь ребёнка более чёткой, ритмичной, яркой.
  • Развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, дети смогут «рассказывать руками» целые истории.
  • В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут хорошую подвижность, гибкость и силу, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Детям можно предложить игры с разнообразным реквизитом – мелкими предметами, шариками, кубиками или замечательными глазками, которые мы назвали загадочным словом «ГОНЗИКИ». Это пособие представляет собой пару пластмассовых «глаз», соединённых между собой полукольцом, которое легко надевается на пальчик.

ИДЕЯ СОЗДАНИЯ таких «ГОНЗИКОВ» возникла именно в нашей театральной студии «Кукляндия» в нашем детском саду №95 Выборгского района более 10 лет назад. Первые «глазки» принесли дети, им их купили родители и решили, что нашей театральной студии они могут пригодиться. Благодаря этим «глазкам» появились необычные игры. Игры, в которых можно свободно фантазировать, создавать различные образы, развивать память, речь… И вот дети дали им название «Гонзики» и с тех пор оно неизменно закрепилось. «Гонзики» оправдали себя! Маленькие, лёгкие и удобные по форме, разноцветные и всегда весёлые «Гонзики» весело поселились не только в нашей театральной студии «Кукляндия», но и во многих группах нашего детского сада, в детских садахи семьях нашего города, других городов России и ближнего зарубежья.

Литературный материал по пособию «ГОНЗИКИ», который можно использовать при игре с ребёнком. С «Гонзиками» время не проходит без пользы, его можно наполнить увлекательной и полезной игрой. А педагогам, этот материал, поможет организовать занятия и развлечения с детьми.

КРАБИКИ

Одеть на указательный палец одной руки глазки, соединить руки между собой большими пальчиками. Остальные пальцы слегка согнуть и опустить вниз(это лапки краба). Желательно пальцы поставить на любую удобную поверхность (стол или на пол.)

Одной лапкой раз, два, три –стучать мизинцами обеих рук по столу (по полу)  

Второй лапкой раз, два, три- стучать безымянными пальцами

Третей лапкой раз, два, три – стучать средними пальцами

Головою покрутили – покрутить указательным пальцем, на котором одеты«волшебные глазки»

Поклониться не забыли– тем же пальцем покачать вверх и вниз

Раз, два, три

Раз, два, три-стучим поочередно обоими мизинцами, затем безымянными, затем средними пальцами.

Лапкой Крабик помаши – покачать указательным пальцем, на котором не одеты «глазки»

КОМАРИК

Одеть «Глазки» на средний или указательный палец руки.

Вытянуть его вперёд- это нос комара. Остальные пальцы опустить вниз и поставить на ладонь другой руки (или на стол)-это лапки комара

Мы шагаем, мы шагаем – поднимаем по очереди по два пальцы, на которых нет «глазок».

Лапки к верху поднимаем

Головою повертели – сделать круговые движения средним пальчиком, на котором одеты «Глазки»

Оттолкнулись, полетели -Оттолкнуться пальчиками, и вытянув вперёд «нос

ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ! «комара», покружить перед собой.

ВОРОНА

Одеть «Глазки на средний палец одной руки. Соединить все пальцы вместе и вытянуть вперёд- это клюв вороны. Произносить скороговорки и стихи, раскрывая пальцы, как клюв у Вороны.

О. Александрова

«Кар-р! – кричит ворона. – Кар-р!

Ставь, соседка, самовар-р!

Не жалей завар-рки!

Пр-ринимай подар-рки!»

М. Дружинина

Эй, ворона! - Карр-карр-карр! –

Отдавай наш самовар!

Я попью вначале чаю,

Нам ворона отвечает.

В. Cибирцев

Высоко на кроне клена

Спеть готовилась ворона,

Показала певчий дар,

Прокричала громко «кар-р-р-р».

  • На воротах сорока, на заборе ворона, на дороге воробей.
  • Три вороны на воротах, три сороки на заборе.
  • У Тамары-тараторки тридцать три скороговорки.
  • Вороны друг другу дарили подарки - вороны дары подбирали на свалке.
  • Ворон рвал во вру ревень, рвал проворно целый день

Перчаточный театр«Весёлая сказочка»

Жили-были Зайчики,

Зайчики – попрыгайчики! – пальцы сжаты в кулак, кроме указательных

и средних пальцев.

Весело скакали, ушками качали! – вправо и влево покачать пальчиками

Вдруг откуда ни возьмись, пробираются ежи – сложить пальцы в замок и поднять их, как будто иголки у ежа

Иголки разноцветные, ежи-то хороши!- то опускать, то поднимать пальцы

Ёжики вдруг убежали, червячков они позвали - собрать пальцы в кулаки, оставив только указательный палец

Маленьких, смешных таких, карапузов озорных!- покачать указательными пальцами вверх, вниз

Крабики вот прибежали и всем лапкой помахали - одеть на указательный палец одной рукиглазки, соединить руки между собой большими пальчиками. Остальные пальцы слегка согнуть и опустить вниз (это лапки краба)

Крабики, тут убежали, Птичек в небе увидали,- положить кисти рук друг на друга. Выпрямить пальцы и плавно поднимать их и опускать

Птицы по небу летят, и на землю всё глядят!

Пролетают над полями, над лесами, над цветами!- сложить пальцы рук. Бутоном, то есть соединить ладони рук

Вот увидели цветы, небывалой красоты!

Распустились все цветочки и колышут лепесточки! раскрыть пальцы рук, кисти приэтом остаются прижатыми друг к другу.

Вот цветочки все закрылись и тихонько опустились,- соединить пальцы обеих рук

Ночь тихонечко пришла, звёзды в небо принесла - растопырить пальцырук и поднять высоко

Вот какая красота- вот и сказка уже вся

«Спокойной ночи»

Гонзик маленький скакал- глазки одеты на средний или указательный палец остальные пальцы-это лапки Гонзика, прыгают

Головой крутил – круговые движения пальчиком, на котором одеты глазки

Летал – поднять кисть руки и махать пальчиками, как крыльями

К вечеру совсем устал

Приземлился, полежал – положить руку на пол или на стол

Когда голову поднял – поднять палец на котором одеты глазки

В небе звёзды увидал!

Понял Гонзик: «Пора спать!»

Лёг в цветочек, как в кровать – поднять другую руку ладошкой вверх,

растопырить пальцы -это цветок. И на эту ладошку положить кисть руки, на пальчики которой одет ы глазки

Цветочек Гонзика качает,

Тихо песню напевает:

«Ложись скорее на бочок, спокойной ночи, мой дружок!»

Автор упражнений и игр с «Гонзиками» М.И. Родина.