Одним из важных условий реализации Образовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию является развивающая предметно-пространственная среда.
Согласно ФГОС ДО к развивающей среде предъявлены следующие требования: развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1)Насыщенность среды. Среда соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Образовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства в ДОУ и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:
-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
-возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2)Трансформируемость пространства. Предметно-пространственную среду можно изменять в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3)Полифункциональность материалов:
-возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм;
-наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4)Вариативность среды:
-наличие различных пространств в группе: рабочая зона, спокойная зона, активная зона, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
-периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды:
-доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
-свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
-исправность и сохранность материалов и оборудования.
6)Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Мебель
соответствует возрасту и росту воспитанников, оснащение меняется в соответствии
с комплексно-тематическим планированием.