Уважаемые родители детей раннего возраста!
В соответствии с планом образовательной программы ГБДОУ детский сад № 95 в 2017 – 2018 учебном году с вашими детьми проводятся бесплатные игровые занятия по программе дополнительного образования «Творческая мастерская «Кудесники» (ранний возраст)».
Цель занятий: развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук ребёнка раннего возраста.
Задачи:
Обучающие:
формировать умение следовать устным инструкциям;
Развивающие:
способствовать развитию у детей, эмоционального отношения к действительности;
способствовать развитию внимания, памяти, пространственного воображения;
способствовать развитию мелкой моторики рук и глазомера;
развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Воспитательные:
способствовать формированию коммуникативных навыков;
воспитывать аккуратность, терпение, усидчивость;
воспитывать самостоятельность, инициативность.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в группе:
в 11.15 группа № 1 "Ладушки" по вторникам;
в 11.15 группа № 4 "Теремок" по средам.
Консультации для родителей в «Творческой мастерской»:
Пн, Вт, Ср 8.30 – 8.50
Пн, Вт, Ср, Чт 17.30 – 18.00
Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание.
Система занятий по развитию мелкой моторики в детском саду построена по принципу от простого к сложному, что позволяет малышам в полном объеме усвоить материал при условии регулярных занятий. Дидактические упражнения, включенные в занятия, проходят в виде игры и помогают детям с помощью пособий в интересной форме развить простейшие навыки и умения, развить сенсорные восприятия. Сенсорное развитие, накопление чувственного опыта, помогает детям овладевать способами обследования предметов. Развитие сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук – совершенствует координацию движений, гибкость пальцев рук. Выполнение упражнений,ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Занятия развитием общей и мелкой моторики оказывают благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
В ходе таких игр-упражнений развиваются следующие движения:
Несколько советов родителям: сама жизнь дает огромный потенциал развития мелкой моторики тактильной чувствительности малышам. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Для того, чтобы играть с ребенком, не обязательно что-то покупать специально – у вас все под рукой. Играя с мелкими предметами (под внимательным присмотром взрослых) малыши развивают не только мелкую моторику, но и пространственно – образное мышление, тактильную чувствительность и творческие способности. Самое главное – поменьше ограничивайте ребенка, дайте ему возможность активно двигаться по квартире, манипулируя предметами. Ведь он лезет везде не из вредности – малыш реализует заложенный в нем огромный творческий потенциал, причем даже лучше, чем при специальном обучении, так как тут активность идет от самого ребенка. Он реализует свою внутреннюю, заложенную в нем программу, в движении он развивается. Вам повезло, если ваш ребенок подвижный и ловкий. Ни в коем случае не надо эту активность гасить. Малышу все интересно, этот интерес и есть проявление его творчества и интеллекта. Организуйте детское пространство так, чтобы опасных предметов было как можно меньше, и тогда будет огромный простор для творческой активности малыша.
12 пособий, которые действительно работают
(по материалам сайта http://danilova.ru/supermama/ )
1.
Пирамидка (1 год – 3 лет)
Пирамидка – очень мощное дидактическое пособие, если у нее стержень – палочка,
а не конус (который не позволяет собрать пирамидку неправильно), дырочка в
колечках одинаковая, устойчивое основание, все колечки одного цвета(часто дети просто запоминают порядок
цветов, но не понимают сам принцип). С помощью пирамидки самых маленьких научим
новым координационным действиям: снимать и надевать колечки. Позже научим их
сравнивать: большой – маленький, больше – меньше. И только потом научим
принципу сортировки: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из
оставшихся – и соберем всю пирамидку.
2. Матрешка (1 год – 4 года)
Матрешка продолжает идею пирамидки, но и позволяет на новом уровне ощутить
понятие больше – меньше. Ведь тут маленькая матрешка оказывается внутри
большой.
3. Вкладыши Монтессори (1 года – 6 лет)
На основе рамок – вкладышей, придуманных Марией Монтессори, создана масса игр и
пособий. Конечно, лучше и эффективнее пользоваться действительно изначальным
пособием, в котором фигуры не отличаются по цвету, и не проваливаются в дырки,
а ровно вставляются в свои рамки. В этом заложены глубокие смыслы: ребенок
узнает фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в
памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалится, а
«окошко» не закроется.Когда
ребенок научится правильно соотносить рамку и вкладыш, - закрываем глазки и
играем без помощи зрения. Теперь наши руки должны научиться узнавать образы и
фигуры.А кроме того, рамки и
вкладыши можно использовать как трафареты и штампы! Придавил фигуркой пластилин
– получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвел фигуру снаружи – получил контур.
А можно изнутри рамку обвести – совсем другая работа для ручки и мозга.
Покрасил с одной стороны вкладыш краской – получил отпечаток.Ну, и кроме того, фигуры – прекрасный
материал для развития мышления, узнавания свойств, сравнения и т.п.
4. Кукла или мягкая игрушка (1 год – 6
лет (минимум))
Эта игрушка - прообраз "я" ребенка. Куклу или мишку, котика и т.п. мы
будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Именно так малыш
начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность.Не забудьте к кукле приложить
несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом…
5. Посуда (1 год – 5 лет (минимум))
Для самого маленького ребенка процесс еды – очень значительное место в жизни
занимает. Чувства голода и насыщение потом – очень сильные, яркие и важные ощущения,
на это уходит много времени, так что и игры в это – очень нужны и важны. Это и
мощнейшая ситуация для развития речи и мышления. В играх с детской посудкой
хорошо работает мелкая моторика, а когда вы начнете готовить из крупы или песка
– активно включатся сенсорные ощущения. Потом мы добавим пластилиновые колбаски
и колобки, а через какое-то время начнут получаться и более сложные продукты.Игра с посудой стимулирует и счет
(сколько у нас гостей: один, два, три), и формирование логических операций
(хватит ли нам 3 тарелки), и закладываются операции сложения – вычитания,
деления и умножения, решения задач (если каждому разложит по 2 ягодки на
тарелку, сколько всего ягодок нам нужно).Игры
с посудой и творческое дело: нарисовать, украсить, красиво сервировать – тут
есть прекрасные поводы для включения воображения и фантазирования.
6. Разные мячики (1 год и без
ограничения)
Самые разные мячики от малюсенького каучукового, который хорошо прыгает и
помещается в маленькой ладошке, до большого резинового и огромного пляжного
надувного. Это и развитие физическое (множество разных навыков), и мышление
можно и нужно включать (сравнения, классификации, функции, задачи и т.п.) .
7. Деревянный конструктор (1 год – 6 лет
(минимум))
Самые обычные блоки: кирпичики, призмы, цилиндры. Сначала – это будут просто
манипуляции: башенки, заборчики. Потом он очень пригодится для первых сюжетных
игр: сделать стол для куклы, стул для мишки, построить гараж для машинки… А
потом начинаются миры. Когда вдруг вырастает лес или город, появляется ферма
или космический корабль. А всего-то – немного фантазии, опыта и деревянные
детали. Сами детали – отличное пособие для развития мышления, можно осваивать и
математику: прекрасный счетный материал, геометрия, симметрия и т.п.,
достаточно большой наборвполне может
заменить блоки Дьенеша.
8. «Сложи узор» Б.П. Никитина (1.5 года
– 6 лет)
Замечательная авторская игра Бориса Павловича Никитина. Идея почерпнута им у
американского психолога Коса (Kohs Block Design Test), развита и
скорректирована.Игра позволяет
развивать пространственное и логическое мышление ребенка,
аналитико-синтетическое мышление, воображение. Начинать можно с самыми
маленькими, постепенно переходя от более простых к более сложным заданиям.
9. «Сложи квадрат» Б.П. Никитина (3 года
– 6 лет)
Очень простая внешне, но скрывающая в себе значительный потенциал. Способствует
формированию образов геометрических фигур, развитию пространственного
воображения, математических и творческих способностей, логического мышления.
10. «Кубики для всех» Б.П. Никитина (4
года – без ограничения)
Сложное пособие. Но эта игра стимулирует ребенка думать, оперировать
пространственными образами. Ведь дело приходится иметь с объемными фигурами.
Это новая ступенька мышления и абстрагирования. Умение комбинировать эти кубики
значительно сложнее обычной игры с конструктором, и развивает способности к
комбинаторике и пространственному мышлению. Начинаем с самого простого. Да и
использовать фигурки для построений в играх тоже полезно. И постепенно
двигаемся дальше. Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать
план, карту, чертеж.
11. Фигурки животных и людей (1 год – 6
лет (минимум))
Зверушки, человечки, разные персонажи. Они позволяют реализовывать разные игры,
будь то ферма, Африка, море или автобус. Ребенок создает игровой мир (сначала,
конечно с помощью взрослых), и заполняет его персонажами: вот тут у нас живут
рыбки, а тут малыш едет на машине к бабушке.
Это не только игра как таковая, фигурки - еще и пособие для развития. Ведь это
и речь – мы называем самих персонажей, придумываем что-то про них, называем их
«части» хвосты-копыта-рога-хоботы-горбы. Можем играть с классификацией – кто у
нас бегает, летает, плавает. Можем тренировать внимание и память: кто пропал?
Кто новый появился? Тренировать мышления, придумывая загадки – описания и т.п.
А еще, эти фигурки прекрасно оживляют абстрактные логические игры, например,
те, про которые шла речь выше.
12. Магнитная азбука (3 года – 5-6 лет)
Есть множество разнообразных по сложности и красочности пособий для обучения
чтению. Но как показывает опыт, удобнее всего на начальных этапах именно
магнитная азбука. Да и потом, когда первые слова уже прочитаны, весело и
радостно оставлять друг другу коротенькие послания, подписывать рисунки и т.п. Магнитные
буквы хороши и для обучения письму. Дело в том, что буквы тут объемные, их
можно пощупать, подержать в руке. Детям это облегчает освоение графического
символа, а значит, потом, при письме, им будет проще его изобразить.
Игры для развития мелкой моторики
1. Маленькая
резиновая груша (продается в аптеке). Нажимая на нее, получается
струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже
поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей
первого года жизни эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми
малыш развивает силу рук.
2. Разминание пластилина. Перед
лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень
полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный
отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.
3. Игра с изюмом – всегда очень
радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто,
раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как
правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и
указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на
расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей
семьей! Радость гарантирована!
4. Упражнения с бумагой:
-мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который
можно бросать в корзину с расстояния),
-рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих
рук лист и тянем в разные стороны - получаются полоски. Складываем их в коробочку
и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки. Важные советы: а) Предлагая
малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно
взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой
коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет
книжки или еще что-то нужное. б) Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой
игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с
книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.
в) Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.
- делать аппликации из бумажных
шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на
квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается
силуэт – например, кошка, барашек, тучка)
- делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину
на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные
кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю
листву деревьев.
- разворачивать завернутый в бумагу предмет – сюрприз – «Что там?». Когда малыш развернет бумагу и
найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу.
И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от
старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут
его сюрприз. Заворачиваем матрешку во что-нибудь яркое, привлекательное, в 4—5
фантиков от конфет. Ребенок разворачивает все фантики и аккуратно их
складывает.
5. Вдавливание мелких предметов в
пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки). Так мы можем сделать
картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например,
сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост
через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут
игрушки и поблагодарят малыша за помощь.
6. Сортировка мелких предметов –
очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо
способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и
указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать.
Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.
Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и
камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь.
Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме,
по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого
размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют
их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки
в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую). Сортировка происходит всегда в
игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки
разделить еду.
Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она
любит.
Сортировка мелких предметов очень важна
на третьем году жизни ребенка.
8. Пересыпание. Пересыпайте с
помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую.
Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу). Используйте разную посуду –
пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно
пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
9. Использование столовых приборов –
ложки, вилки. Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это
тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.
10. Наполнение бутылки мелкими
предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики. Чтобы
это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его
выполнять: а) Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами
(большим и указательным), б) Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой
брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и
по одной детали! в) В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся
погремушкой.
11. Конструкторы. Очень хорошо
развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько
конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также
очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.
12. Наматывание. Наматывание толстой
нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого
шнурка на руку – свою или мамину.
13. Нанизывание на шнурок бусин с
большими отверстиями (катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов,
бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок).
-
перебирание четок или бус одновременно двумя руками
навстречу друг другу и обратно.
14. Перелистывание страниц книги по
одной. Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги
должны быть плотными, из картона.
15. Игры – шнуровки (пришнуровать
яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки). Но эти игры
быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой
ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и
раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.
17. Развязывать и завязывать узелки,
бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки,
крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки.
Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать
ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать
носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать
расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже большой вклад в развитие
мелкой моторики малыша.
18. Волчки. Сначала малыш учится
запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу
волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы:
кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить
ключиком заводные игрушки.
19. Открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки) Чтобы было
интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш
потренируется разворачивать и сворачивать бумагу.
20. Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.
21. Прокатывание шариков. Дети
катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать
разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен
выскользнуть из-под ладони. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх),
так и одним пальчиком (в последующих играх).
- катание резиновых, пластмассовых, деревянных,
поролоновых мячей с шипами ("ёжиков") в ладошках.
22. Катание карандаша между
ладошками. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем
покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках
(карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно
приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.
23. Стирание ластиком нарисованных предметов.
24.
Капание из пипетки в узкое горлышко
бутылочки. Можно переливать воду из одной ёмкости в другую с помощью
одноразового шприца без иглы. Воду можно подкрасить пищевыми красителями - так
будет интереснее.
25. Комканье платка (носовой платок берем за уголок одной рукой и прячем в ладошке, используя пальцы
только этой руки).
26. Прикрепление
бельевых прищепок к горизонтально
натянутой веревке, на коробку, баночку.
27. Нахождение
спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом или фасолью, песком (в
пластиковых ведрах или тазиках), в «чудесном мешочке».
28. Лепим,
рисуем пальчиком на манной крупе, рисуем
пальчиковыми красками.
29. Сжимание
и разжимание эспандера.
Замечательных вам игр и радостного, разумного развития!