Опубликовано 16 февраля 2018 в 09:46

Советы логопеда молодым родителям.

Родители, которым повезло с детьми обычно имеют детей, которым повезло с родителями.

Если внимательно понаблюдать за молодыми родителями на детских площадках, при посещении поликлиники, детских мероприятиях, где складывается тесное общение с другими родителями, можно заметить странную закономерность: практически все родители следят за физическим развитием своих детей, с гордостью делятся успехами: «Бегает – не остановишь!», «Залезает куда угодно», «Пол дня может на турнике провисеть». Особенно родители гордятся успехами ребенка в познании работы с компьютером, считая, что это показатель высокого умственного развития ребенка. И поэтому часто, столкнувшись с проблемами, родители не могут принять особенности развития своего ребенка, возражая специалисту фразой типа: «Он в компьютере лучше меня разбирается!».

Намного меньше внимания уделяется речевому развитию ребенка. Родители часто быстро успокаиваются советами знакомых, бабушек и других «знатоков»: «Не говорит – ничего страшного, заговорит позже», «У моих знакомых сын до 3 лет молчал, а теперь болтает – не остановишь». Убедительно призываю родителей не слушать так называемое «сарафанное радио».

Конечно каждый ребенок индивидуален, в том числе и в плане речевого развития. Но существует, так же, как и в физическом становлении, определенные сроки появления речи (например, гуление – 2-3мес, лепет – 7-8мес, фраза к 2г). Если у ребенка наблюдается отставание в речевом развитии, это должно служить для родителей «звоночком»: либо внимательно наблюдать за дальнейшим развитием и решать, какие шаги предпринимать, либо же сразу обращаться за консультацией к специалистам – неврологу, детскому психологу, нейропсихологу, логопеду.

До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к этому возрасту многое бывает упущено, приходится исправлять уже неправильно сложившееся языковое употребление. В раннем же периоде можно помочь формированию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речевому развитию является возраст от 1,5 до 3 лет.

Поэтому хотелось бы дать несколько советов по поводу того, как можно предупредить, ослабить, а в некоторых случаях и избежать речевого дефекта.

Самый главный совет – установить эмоциональный контакт с ребенком и стараться больше с ним общаться. При общении следить прежде за правильностью своей речи, не «сюсюкаться», не использовать сложные по структуре фразы. Говорите неторопливо, плавно и отчетливо. Ни в коем случае не повторяйте неправильных слов за ребенком. Лучше если ваше лицо будет на уровне взгляда ребенка или в поле его зрения, но так, чтобы хорошо видна была артикуляция.

Побуждайте ребенка «оречевлять» все свои действия (на прогулке, во время игры, больше говорить. Не удивляйтесь, если во время игры ребенок сам с собой разговаривает – это хорошо. Обращайтесь к ребенку с помощью речи (не заменяйте жестами, звукоподражаниями) и требуйте этого от ребенка, «прикидываясь», что не понимаете.

Больше пойте с ребенком. Пение способствует развитию речевого дыхания (приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни).

Пропевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо. Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии! Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.

Просите ребенка пересказывать, рассказывать, что он видел или слышал (мультики, сказки, поход в цирк и т. д., сочинять небольшие истории по картинкам.

Но, важно не переборщить! Не перегружайте ребенка информацией. Не стоит читать много книг, несоответствующих возрасту, декламировать большие стихи, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Умеренно посещайте шумные мероприятия, вызывающие избыточные впечатления. Особенно вредна такая нагрузка в период выздоровления. Некоторые логопеды, рекомендуют периодически создавать ситуацию «речевого голода» для детей с негативизмом речи, способствуя снятию стрессовой ситуации.

Не пытайтесь учить ребенка иностранному языку в раннем возрасте и когда имеются нарушения звукопроизношения родного языка. Проконсультируйтесь с логопедом.

Не читайте на ночь страшные сказки, не запугивайте ребенка Бабайкой, Бабой Ягой и т. д.

Следите за ребенком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).

Отрицательно сказывается на состоянии речи ребенка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы, конфликты. Старайтесь, чтобы все конфликтные ситуации происходили без его присутствия. Состояние хронической стрессовой ситуации может вызвать заикание у ребенка. Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в темноте. В качестве наказания можно заставить его посидеть спокойно на стуле некоторое время, лишить лакомства или участия в любимой игре.

Развивайте мелкую моторику. Пазлы, кубики, разрезные картинки, мозаика, лепка, рисование, нанизывание бусин на нитку, пальчиковые игры и др. – все это развивает мелкую моторику ребенка. Центр в головном мозге, отвечающий за развитие двигательной функции, находится рядом с центром, отвечающим за речь. Раздражая цент, отвечающий за мелкую моторику, вы раздражаете центр, отвечающий за речь.

Обращайте внимание на вредные привычки – закусывание губ, щек, прокладывание языка между зубами, сосание пальца. Они могут повлиять на формирование неправильного прикуса. Долгое сосание пустышки (более 1,5 лет) тоже может отрицательно сказаться на состоянии артикуляционного аппарата.

Вовремя переводите ребенка на прием твердой пищи, что способствует развитию речевого аппарата. Предпочтение жидкой пищи и отказ от твердой часто сопутствует недоразвитию речи.

В заключении хочется пожелать вам внимания, чуткости и терпения, ведь зачастую, кроме родителей, некому обратить внимание на возможные недостатки в развитии вашего ребенка. Проявите инициативу – и чем раньше, тем лучше! Обеспечьте своему ребенку необходимые условия для успешного развития. Ближе всего ребенку его родители!