Опубликовано 17 декабря 2019 в 15:36

Артикуляционный аппарат человека - это пассивные и активные органы произношения. К пассивным органам относятся твердое нёбо, стенка глотки и полость носа. Эти органы являются неподвижными. Активными же органами являются подвижные части — губы, мягкое нёбо, нижняя часть челюсти и конечно язык. Именно деятельность активных органов произношения обеспечивает нормальное образование звуков, с акустическими особенностями каждого звука позволяющих отличать их один от другого на слух.

Одно или несколько нарушений деятельности артикуляционного аппарата вызывают некоторые расстройства звукопроизношения и называется межзубный сигматизм. Стоит рассмотреть часто встречаемые сигматизмы. Детальное понимание причины возникновения дефекта позволит определить оптимальную методику для коррекции.

Произношение буквы ( с ) в нормальном состояние это губы человека слегка растянуты в улыбку, зубы сближаются до расстояния 3 мм. Произнося гласные буквы губы, слегка округляются, и зубы также сближаются на расстояние 2-3 мм. Такой уклад образует узкий проход в виде щели, выдыхаемый воздух помогает правильно проговаривать звуки. Стоит заметить, чем уже щель, тем выше будет голос во время произношения.

Сигматизм (парасигматизм) — аддентальный (призубный). Причины возникновения особенности зубно-челюстной системы неполное или напротив полное замыкание полости рта, это может быть закрытый прикус или тугоухость. Специалисты говорят, что в последние время эта аномалия стала достаточно распространена, но причины этого не ясны. При артикуляции воздух уходит через щели между зубов происходит это от того, что во время произношения язык прижимается к задней поверхности резцов.

Виды сигматизма

  • Призубный сигматизм — недостаток произношения звуков отличается тем, что во время произношения свистящих звуков кончик языка упирается в края нижних или верхних резцов, тем самым мешая проходу воздуха, как следствие меняется произношение звука, например слово самолет в этом случае будет произнесено тамолет.
  • Шипящий сигматизм – в этом случае произношение слов становится шипящим. Зачастую во время произношения человек меняет несколько букв в каждом слове к примеру слово собака, произносится шябяка.
  • Губно-зубной сигматизм – проявляется заменой букв так, например буква (в) произношение человека страдающего губно-зубным сигматизмом будет произнесена (ф). Происходит это по причине того, что кончик языка упирается в верхнее небо.
  • Боковой сигматизм — кончик языка во время разговора упирается в верхние альвеолы происходит искажение букв, достаточно часто боковой сигматизм проявляется в полном непонимание речи.
  • Носовой сигматизм – человек произнося слова, выделяет их гнусаво, как следствие теряется понимание таких букв как (х).

Причины межзубного сигматизма

Причин возникновения межзубного сигматизма достаточно много, и на сегодняшний день нет единого мнения о точных причинах. Родители должны усвоить, развитие и становление правильной речи тесно взаимосвязано с мелкой моторикой малыша, а это значит, чем больше вы будете заниматься с ребенком, тем меньше вероятность развития сигматизма.

При нарушении межзубного типа клиническая картина характеризуется следующим образом: вместо звука «с», будет слышаться английский звук «t»; в момент произношения кончик языка располагается между верхним и нижним зубным рядом; не происходит образование желобка посредине языка; тактильно малыш ощущает теплую волну воздуха.

Родителям необходимо очень внимательно относиться к тому, как развивается речь их детей.

Осмотр малыша проводит логопед. В отдельных случаях дополнительно может понадобиться консультация отоларинголога. Диагностическая программа основывается на следующих мероприятиях: специалист проводит осмотр ротовой полости; будет диагностирована слабость кончика языка или половины мышцы; диагностируется открытый прикус; у ребенка может быть постоянно приоткрыт рот. Консультация отоларинголога понадобится обязательно в том случае, если предположительной причиной такого нарушения речи является разрастание тканей, патологические процессы в области верхних дыхательных путей.

А занятия английским, где звуки произносятся именно так, межзубно, закрепили этот дефект. Наверное, лучше чуть подождать с английским. Это же ненадолго, и не катастрофично. Хуже, если это не исправить к школе, тогда могут возникнуть проблемы с русским языком.