Артикуляционный аппарат человека - это пассивные и активные органы произношения. К пассивным органам относятся твердое нёбо, стенка глотки и полость носа. Эти органы являются неподвижными. Активными же органами являются подвижные части — губы, мягкое нёбо, нижняя часть челюсти и конечно язык. Именно деятельность активных органов произношения обеспечивает нормальное образование звуков, с акустическими особенностями каждого звука позволяющих отличать их один от другого на слух.
Одно или несколько нарушений деятельности артикуляционного аппарата вызывают некоторые расстройства звукопроизношения и называется межзубный сигматизм. Стоит рассмотреть часто встречаемые сигматизмы. Детальное понимание причины возникновения дефекта позволит определить оптимальную методику для коррекции.
Произношение буквы ( с ) в нормальном состояние это губы человека слегка растянуты в улыбку, зубы сближаются до расстояния 3 мм. Произнося гласные буквы губы, слегка округляются, и зубы также сближаются на расстояние 2-3 мм. Такой уклад образует узкий проход в виде щели, выдыхаемый воздух помогает правильно проговаривать звуки. Стоит заметить, чем уже щель, тем выше будет голос во время произношения.
Сигматизм (парасигматизм) — аддентальный (призубный). Причины возникновения особенности зубно-челюстной системы неполное или напротив полное замыкание полости рта, это может быть закрытый прикус или тугоухость. Специалисты говорят, что в последние время эта аномалия стала достаточно распространена, но причины этого не ясны. При артикуляции воздух уходит через щели между зубов происходит это от того, что во время произношения язык прижимается к задней поверхности резцов.
Виды сигматизма
Причины межзубного сигматизма
Причин возникновения межзубного сигматизма достаточно много, и на сегодняшний день нет единого мнения о точных причинах. Родители должны усвоить, развитие и становление правильной речи тесно взаимосвязано с мелкой моторикой малыша, а это значит, чем больше вы будете заниматься с ребенком, тем меньше вероятность развития сигматизма.
При
нарушении межзубного типа клиническая картина характеризуется следующим
образом: вместо звука «с», будет слышаться английский звук «t»; в момент
произношения кончик языка располагается между верхним и нижним зубным рядом; не
происходит образование желобка посредине языка; тактильно малыш ощущает теплую
волну воздуха.
Родителям необходимо очень внимательно относиться к тому, как развивается речь
их детей.
Осмотр малыша проводит логопед. В
отдельных случаях дополнительно может понадобиться консультация отоларинголога.
Диагностическая программа основывается на следующих мероприятиях: специалист
проводит осмотр ротовой полости; будет диагностирована слабость кончика языка
или половины мышцы; диагностируется открытый прикус; у ребенка может быть
постоянно приоткрыт рот. Консультация отоларинголога понадобится обязательно в
том случае, если предположительной причиной такого нарушения речи является
разрастание тканей, патологические процессы в области верхних дыхательных
путей.
А занятия английским, где звуки произносятся именно так, межзубно, закрепили
этот дефект. Наверное, лучше чуть подождать с английским. Это же ненадолго, и
не катастрофично. Хуже, если это не исправить к школе, тогда могут возникнуть
проблемы с русским языком.